Политехнизм в России – общетехническийпринцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Данный принцип направлен на ознакомление учащихся в теории и на практике с научно-техническими основами современного производства, обеспечивающими развитие технического кругозора и содействующими формированию у учащихся научно обоснованной технологической карты мира. Политехническое образование предусматривает интеграцию предметов общего среднего образования на политехнической основе; формирование трудовых инвариантных трудовых умений и навыков; овладение учащимися различными видами технологической культуры: формирование готовности школьников к профессии.
На современном этапе политехническое образование осуществляется в практико-ориентированной области знаний «Технология», знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и способствующей их профессиональной ориентации. Потенциал политехнического образования, теория которого нашла отражение в трудах профессора В.Г.Разумовского, разработавшего систему «исследовательских» и «конструкторских» задач, стимулирующих школьника к новым открытиям и изобретениям, усиливается в условиях информационного общества.
В настоящее время профессии технического направления востребованы обществом, однако учащиеся чаще всего выбирают специальности другого профиля. И как показывает практика, потенциал выпускников школ в политехническом направлении не отвечает запросам общества. Одной из причин этой проблемы является низкий уровень знаний школьников по предметам естественнонаучного и математического циклов, а именно по физике, математике, информатике. Популярность всемирной сети, соцсети, гаджеты – один из факторов снижения мотивации к изучению предметов технической направленности и к самостоятельному их освоению, что оказывают влияние на низкий результат в развитии политехнических компетенций учащихся.
Решение может быть найдено в компетентностном подходе, который поможет развить политехнические способности. Эти компетенции помогут обучающимся осмыслить физико-технические процессы в мире, в природе, в простых механизмах. Овладев навыками практической деятельности, дети смогут выстраивать алгоритмы для решения определенных задач, что поможет выявить личные способности политехнической направленности.
Политехническая компетентность развивается при приобретении знаний и навыков в следующих дисциплинах: техника, механика, электроника, программирование, моделирование, конструкторская деятельность и др. Данные дисциплины не входят в школьный курс, но отдельные элементы можно воспроизводить на учебных уроках школьного цикла или ввести отдельные занятия во внеурочное время.
Оптимальным средством для приобретения навыков и знаний для развития политехнических компетенции может стать введение в школьную программу курса «Основы робототехники». Этот модуль объединяет в себя научно-технические знания, которые включают в себя способы их применения в различных сферах человеческой деятельности. Почему робототехника?
Оспенникова Елена Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, в своей статье «Образовательная робототехника как инновационная технология реализации политехнической направленности обучения физике в средней школе» писала:
«В отечественной системе образования робототехника (РТ) стала одним из самых популярных направлений дополнительной политехнической подготовки учащихся. Это связано с необходимостью ориентации наиболее способной части учащейся молодежи на выбор в будущем инженерных профессий, а также важностью раннего обучения детей в области робототехнического конструирования. Активно развивается в этой связи система поддержки школьной робототехники. Особая популярность РТ обеспечивается высоким уровнем интереса молодежи к этой сфере технической деятельности. Образовательные возможности робототехники как направление технической инноватики чрезвычайно высоки. Однако в настоящее время в основном развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество в системе дополнительного образования. Методика и технологии применения робототехники в предметном обучении еще не стали пока предметом целенаправленных педагогических исследований».
Таким образом, актуальность проекта определяется возрастанием следующих противоречий:
социально-педагогического характера – междупотребностями общества в высококвалифицированных инженерах, рабочих и низким уровенем знаний школьников по предметам естественнонаучного и математического циклов;
научно-теоретического характера – междувключением робототехники в образовательный процесс для развития политехнических компетенции, востребованных обществом, и малого освещения этого вопроса в педагогике;
научно-методического характера – между большим потенциалом робототехники в развитии политехнических компетенции и недостаточностью методического обеспечения по внедрению робототехники в образовательный процесс.