МКОУ "Серпомолотская СШ"

Инновационная площадка

 

 

«Образовательная робототехника как средство развития политехнической   компетентности современного школьника»

 

 

Политехнизм в России – общетехническийпринцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Данный принцип направлен на ознакомление учащихся в теории и на практике с научно-техническими основами современного производства, обеспечивающими развитие технического кругозора и содействующими формированию у учащихся научно обоснованной технологической карты мира. Политехническое образование предусматривает интеграцию предметов общего среднего образования на политехнической основе; формирование трудовых инвариантных трудовых умений и навыков; овладение учащимися различными видами технологической культуры: формирование готовности школьников к профессии.

На современном этапе политехническое образование осуществляется в практико-ориентированной области знаний  «Технология», знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и способствующей их профессиональной ориентации. Потенциал политехнического образования, теория которого нашла отражение в трудах профессора В.Г.Разумовского, разработавшего систему «исследовательских» и «конструкторских» задач, стимулирующих школьника к новым открытиям и изобретениям, усиливается в условиях информационного общества.

В настоящее  время профессии технического направления востребованы обществом, однако учащиеся чаще всего выбирают специальности другого профиля. И как показывает практика, потенциал выпускников школ в политехническом направлении не отвечает запросам общества. Одной из причин этой проблемы является низкий уровень знаний школьников по предметам естественнонаучного и математического циклов, а именно по физике, математике, информатике.   Популярность всемирной сети, соцсети, гаджеты – один из факторов снижения мотивации к изучению предметов технической направленности и к самостоятельному их освоению, что оказывают влияние на  низкий результат в развитии политехнических компетенций учащихся.

Решение может быть найдено в компетентностном подходе, который поможет развить политехнические способности. Эти компетенции помогут обучающимся осмыслить физико-технические процессы в мире, в природе, в простых механизмах. Овладев навыками практической деятельности, дети смогут выстраивать алгоритмы для решения определенных задач, что поможет  выявить личные способности политехнической направленности.

Политехническая компетентность развивается при приобретении знаний и навыков в  следующих дисциплинах: техника, механика, электроника, программирование, моделирование, конструкторская деятельность и др. Данные дисциплины не входят в школьный курс, но отдельные элементы можно воспроизводить на учебных уроках школьного цикла или ввести отдельные занятия во внеурочное время.

Оптимальным средством для приобретения навыков и знаний для развития политехнических компетенции может стать введение в школьную программу курса «Основы робототехники». Этот модуль объединяет в себя научно-технические знания, которые включают в себя способы их применения в различных сферах человеческой деятельности. Почему робототехника?

Оспенникова Елена Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, в своей статье «Образовательная робототехника как инновационная технология реализации политехнической направленности обучения физике в средней школе» писала:  

 «В отечественной системе образования робототехника (РТ) стала одним из самых популярных направлений дополнительной политехнической подготовки учащихся. Это связано с необходимостью ориентации наиболее способной части учащейся молодежи на выбор в будущем инженерных профессий, а также важностью раннего обучения детей в области робототехнического конструирования. Активно развивается в этой связи система поддержки школьной робототехники. Особая популярность РТ обеспечивается высоким уровнем интереса молодежи к этой сфере технической деятельности. Образовательные возможности робототехники как направление технической инноватики чрезвычайно высоки. Однако в настоящее время в основном развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество в системе дополнительного образования. Методика и технологии применения робототехники в предметном обучении еще не стали пока предметом целенаправленных педагогических исследований».

Таким образом, актуальность проекта определяется возрастанием следующих противоречий:

социально-педагогического характера – междупотребностями общества в высококвалифицированных инженерах, рабочих и низким уровенем знаний школьников по  предметам естественнонаучного и математического циклов;

научно-теоретического характера – междувключением робототехники в образовательный процесс для развития политехнических компетенции, востребованных обществом, и малого освещения  этого вопроса в педагогике; 

научно-методического характера – между большим потенциалом робототехники в развитии политехнических компетенции и недостаточностью методического обеспечения по внедрению робототехники в образовательный процесс.

 

Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23.12.2020 № 157

 

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения